Какие риски возникают у провайдеров и потребителей услуг аутстаффинга.

Обычная бизнес-практика – аутстаффинг (аренда персонала), в течение последнего года стала объектом пристального внимания правоохранительных органов.

В связи с этим, у провайдеров и потребителей таких услуг (клиентов) возникают потенциальные уголовные риски.

Откуда интерес?

С 2017  г. налоговая милиция инициировала несколько уголовных производств, связанных с уклонением от уплаты налогов через механизм аутстаффинга.

Суть: аутстаффинговые сотрудники в действительности трудоустроены в компании-клиенте, а услуги используются для уклонения от уплаты налогов (налог на доходы физических лиц, ЕСВ; формирование фиктивного налогового кредита и затрат).

Что происходит сейчас?

В течение 2018 г. следователи получили доступ к документам об отношениях ряда провайдеров услуг аутстаффинга с клиентами. На основании полученных доказательств они могут инициировать следственные действия уже в отношении компаний-потребителей и их должностных лиц (допросы, доступы к документам, возможно, обыски).

Кроме того, следователи проводят допросы сотрудников, которые привлечены к работе по системе аутстаффинга, что создает существенный риск для бизнеса. В силу своей специализации (как правило, не связанной с административными задачами), сотрудники не могут четко пояснить основания для работы в компании-клиенте. Более того, часто они ассоциируют себя с «сотрудником компании-клиента», а не временно привлеченным для выполнения работы по механизму аутстаффинга. И такими показаниями подтверждают версию следователя о фактическом трудоустройстве.

Какие риски возникают у провайдеров и клиентов.

  1. Участие в уголовном производстве.

В отношении всех участников «схемы», то есть провайдеров, их клиентов и сотрудников, могут проводиться следственные действия.

Несмотря на законность предоставления услуг, во время следственных действий будет необходимо объяснить следователю суть операций, предоставить значительные объемы документов. И ключевое: доказывать, что сотрудники, которые предоставлены провайдером по договору, не являются сотрудниками компании.

  1. Ответственность за нарушение трудового законодательства.

При проведении плановой/внеплановой проверки Государственной инспекцией Украины по вопросам труда к компании может быть применен штраф в размере 125 190 грн. за каждого неоформленного сотрудника.

При этом, частой практикой является скрытое или прямое давление на инспекторов во время проверки со стороны прокуратуры и следователей (в том числе, вызовы на допросы по сути данной проверки и разъяснения «существующих нарушений» для отображения в акте).

Дополнительно, к руководителю компании может быть применен административный штраф в размере 17 000 грн. за допуск сотрудника к работе без заключения трудового договора.

  1. Доначисление налоговых обязательств и финансовых санкций.

В связи с признанием всех операций между провайдером и клиентом фиктивными, а отношений с «аутстаффинговым» сотрудником – трудовыми, клиенту могут быть доначислены налоговые обязательства и штрафы по:

(1) налогу на прибыль, исходя из размера затрат на приобретение услуг;

(2) НДС, в размере сформированного по результату таких операций налогового кредита;

(3) налогу на доходы физических лиц, военному сбору и ЕСВ, исходя из минимальной заработной платы.

Что делать?

Конечно, отказываться от услуг аутстаффинга не нужно. Это – законный и эффективный инструмент для работы с персоналом. Однако, необходимо придерживаться нескольких рекомендаций для минимизации рисков:

  1. Внимательно подходить к заключению договора и его условиям. В частности, по договору аутстаффинга необходимо получать не конкретных сотрудников (ФИО), а специалистов, которые соответствуют определенным требованиям.
  2. Разграничивать наемных сотрудников и предоставленных по договору аутстаффинга как в административной документации компании, так и фактически. Предоставленные сотрудники не должны идентифицировать себя как «сотрудники компании».
  3. Обеспечить понимание лицами, привлеченными по договору аутстаффинга, оснований для выполнения работ. Они должны знать своего работодателя (провайдера), почему они направлены к клиенту и, у кого они находятся в подчинении.
  4. Получать от провайдера отчеты о начислении заработной платы и уплаченных налогах. Это поможет доказать реальность трудоустройства таких сотрудников не в компании-клиенте.

За более детальной информацией, пожалуйста, обращайтесь к Денису Шкаровскому, советнику VB PARTNERS по телефону +38 (044) 581-16-33.