Одно из направлений в сфере розыска активов – раскрытие банковских сведений и информации о бенефициарах (это лицо, которое является получателем денежных средств, и в адрес которого осуществляется денежный платеж) за рубежом. На данный момент, многие резиденты имеют банковские счета в иностранных банках, а также недвижимость и имущественные права, оформленные на иностранные компании.

В частности, по статистике Национального антикоррупционного бюро Украины, иностранные банки и компании причастны к причинению более трети всех убытков в Украине от коррупционных преступлений. Однако, выведение активов на нерезидентов не гарантирует абсолютную конфиденциальность и сохранность данных о бенефициарах. Указанные данные могут быть раскрыты в порядке международного сотрудничества правоохранительных органов в уголовном производстве.

  1. Основания для раскрытия информации с ограниченным доступом в рамках уголовного производства

Поскольку уголовные производства инициируются в связи с наиболее общественно-опасными правонарушениями, причинившими существенный ущерб государству и/или частным субъектам, в рамках такого производства допустимо получить полный объем сведений с ограниченным доступом.

К примеру, потерпевший имеет право инициировать временный доступ органа досудебного расследования к банковской тайне и/или регистрационным документам. Законодательство Украины предусматривает  широкий перечень полномочий правоохранительных и судебных органов в рамках международного сотрудничества.

Международное сотрудничество в уголовном производстве можно разделить на       2 категории:

  • сотрудничество с отдельными государствами и их уполномоченными органами;
  • сотрудничество с международными организациями.
  1. Международное сотрудничество с отдельными государствами

Наиболее часто правоохранительные органы Украины получают доступ к ограниченным данным в следующих юрисдикциях: Латвия, Австрия, Виргинские Острова, Великобритания, Швейцария, Кипр. К примеру, только НАБУ за последний год направило 291 запрос в 57 стран. Из них в Латвию 58, Кипр — 26, Австрию и Великобританию — по 19, Швейцарию — 15. При этом, не все государства готовы к сотрудничеству с Украиной. Из указанных 291 запросов получен ответ только по 128. Наиболее проблемными юрисдикциями на сегодняшний момент являются Панама, Сейшелы и другие государства с оффшорными зонами.

В международном сотрудничестве, порядок получения информации с ограниченным доступом регламентирован Европейской конвенцией о взаимопомощи в уголовных делах (с дополнительными протоколами, далее — Конвенция), а также двусторонними соглашениями с соответствующими государствами. Получение документов в государствах, с которыми нет соглашений о правовой помощи, возможно на условиях взаимности, однако, на практике не осуществляется.

Процедура состоит из следующих этапов:

  • следователь/прокурор подает следственному судье ходатайство о временном доступе к необходимым документам;
  • направляет через Генеральную прокуратуру Украины поручение о правовой помощи, а именно — исполнение определения суда;
  • компетентные органы запрашиваемого государства организовывают исполнение судебного поручения и направляют соответствующие документы в Украину.

Согласно Конвенции, доказательства/документы, полученные таким образом, не требуют установления аутентичности.

При этом Конвенция предусматривает, что государства могут передавать друг другу собранные сведения без запроса. Так, согласно ст. 11 Конвенции, государство по своей инициативе может направлять компетентным органам другого государства сведения, полученные в рамках собственных расследований, если полагает, что такие сведения могут стать основанием для уголовного разбирательства.

Фактически, указанная норма означает, что money laundering («отмываение денег») или какие-либо другие незаконные действия, совершенные за рубежом, легко могут стать предметом расследования в Украине.

На данный момент, одним из наиболее эффективных является сотрудничество с NCA — UK National Crime Agency (Национальное криминальное агентство в Объединенном Королевстве), к юрисдикции которого отнесены преступления в сфере отмывания денег, организованной преступности, коррупции и др.

Так, указанное Агентство не раз направляло в Украину отчеты по конкретным кейсам, как по собственной инициативе, так и по поручению Украины. Такие отчеты содержат полные сведения относительно расходов с подтверждающими документами. Можем сделать вывод о том, что UK максимально полно и подробно раскрывает запрашиваемые данные украинским правоохранителям.

  1. Сотрудничество Украины с международными организациями

Наиболее известной международной организацией в данной сфере является Интерпол — Международная организация криминальной полиции. Несмотря на то, что Интерпол непосредственно не совершает задержание, обыски и другие следственные действия, его роль от этого не становится менее важной. К примеру, в рамках международного сотрудничества возможно направить запрос в Интерпол по сбору сведений о компании, транспортном средстве и т.д.

В отдельных случаях возможен оперативный обмен данными двух государств именно через каналы Интерпола. Так, в 2009 г. по Инициативе StAR при Интерполе создана глобальная платформа по возвращению активов. Стратегической целью платформы является расширение международного сотрудничества правоохранительных органов для выявления, ареста, конфискации и возвращения похищенных активов путем обмена информацией, в том числе, с ограниченным доступом, защищенным каналом Интерпола между сотрудниками антикоррупционных органов государств-членов.

Указанный способ получения данных имеет свои преимущества, поскольку является более быстрым, нежели двусторонний обмен информацией, а также существенно расширяет юрисдикцию. На данный момент, членами Интерпола являются 190 стран (практически, весь земной шар). Однако, более полно, персональные данные раскрываются именно на уровне двустороннего сотрудничества.

Отметим, что согласно данным Генеральной прокуратуры Украины, в течение 2017г. государством обработано более 2200 запросов о правовой помощи, и проведено более 4000 следственных действий по обращению зарубежных коллег. Таким образом, Украина не только эффективно реализует возможности доступа к сведениям, размещенным вне юрисдикции, а также исполняет правовые поручения других государств.

Учитывая указанное выше, можем подытожить, что на данный момент практически любые сведения о банковских операциях, а также о бенефициарах компаний могут быть раскрыты в порядке международного сотрудничества.

Автор: адвокат, партнер VB PARTNERS, Александр Лукьяненко,

специально для издания «Юридическая практика»