Если быть откровенным, Адвокатура Украины в системном и глубоком кризисе. Общество не понимает нашей роли, постоянно допускает отождествление адвоката и клиента. Государство и правоохранительные органы не имеют уважения к нашим профессиональным правам и конституционной функции. Мы не имеем влияния на ситуацию в правовой сфере и на законодательство в сфере уголовной юстиции. Адвокаты отстранены от вопросов самоуправления, не верят в перемены, и находятся под давлением страха использования против них дисциплинарной ответственности за высказывания своей позиции.

Можно ли это изменить? Ответ — да. Каким образом? Нам надо сконцентрироваться на трех задачах.

Во-первых, сформировать стратегию развития адвокатуры Украины. Это ответственность лидеров самоуправления. Но это должны быть лидеры новой формации. Лидеры, которые ставят цели сообщества выше своих собственных интересов и амбициий. Лидеры, которые не будут использовать инструмент дисциплинарной ответственности против тех, кто готов выражать свою позицию.

Во-вторых, нормативно усилить наши профессиональные права и гарантии. Привлечь к их защите широкие адвокатские массы, правозащитные центры и международные институты, СМИ и политиков, которые понимают, что такое право на защиту.

В-третьих, и это пожалуй главное, сделать доступным участие всех адвокатов в самоуправлении. Убрать любые искусственные барьеры, по возможности, как выбирать, так и избираться в органы управления. Внедрить ротацию в руководство самоуправления. Самоуправление это почетная ответственность, а не привилегия. Сделать функционирование органов самоуправления и использование ресурсов эффективным и транспортными.

Как найти новое лидерство, лидерство в новом формате? Как привлечь широкие адвокатские массы к активной деятельности в самоуправлении? Законопроект №9055 предлагает простые и действенные решения.

  1. Вводится обязательная ротация руководства органов самоуправления. Срок пребывания в должности сокращается до трех лет (сегодня 5), и не более двух каденций подряд.

Сегодня нет никаких ограничений, отдельные коллеги возглавляют органы десятилетиями. Повторюсь, самоуправление это ответственность и почетная обязанность перед адвокатским сообществом, а не профессия. Коллеги перестают практиковать, самоуправление становится единственным источником их существования. Мы должны избавиться от института адвокатской бюрократии и номенклатуры. Функции институциональной стабильности должны выполнять исполнительные органы / профессиональные менеджеры, для которых это будет их ежедневная работа.

  1. Децентрализация. Законопроект качественно меняет баланс полномочий между центром и региональной адвокатурой, денонсирующей жесткую вертикаль «министерства адвокатуры». Именно совет региона должен стать центром решения вопросов и проблем адвоката. Убирается дискриминационная норма, фактически требовалось разрешение от Совета адвокатов Украины на проведение собрания адвокатов региона.
  1. Предусмотрено право Съезда отменять решения Совета адвокатов Украины. Это наполняет содержанием функцию Съезда, как высшего органа самоуправления. Указанное дает адвокатам рычаг влияния на Совет адвокатов Украины.
  1. Устанавливается периодичность проведения съезда и региональных собраний — ежегодно. Ежегодные адвокатские собрания не дадут сообществу «консервировать», а руководители будут вынуждены систематически отчитываться перед адвокатами. Это также улучшит коммуникацию в адвокатской среде и позволит адвокатуре быть более мобильной в воздействии на ключевые события, как в середине нашего общества, так и в реакции на события в правовой системе страны. Сложность созыва и расходы на проведение не могут быть аргументами в фоне глобальных целей развития адвокатуры.
  1. Убираются искусственные преграды на участие адвокатов в самоуправлении.

Во-первых, отменяются сборы адвокатов районов больших городов по выдвижению делегатов на областную конференцию. Это всегда было полем для манипуляций. Неудобство места и времени проведения, манипулирование со списками позволяет сформировать лояльный и прогнозируемый список участников областной конференции адвокатов. После принятия закона, каждый адвокат Киева, Днепра Харькова сможет попасть на собрание адвокатов области и не только высказать свое мнение, а также избирать или быть избранным в органы самоуправления.

Во-вторых, совершенствуется сам порядок проведения собрания. Появляется требование о заблаговременной публикации на сайтах органов самоуправления повестки дня, а также обязанность обнародования материалов необходимых для принятия решений. Принятие решений, которые не внесены в повестку дня, запрещается. Это исключит возможность повторения ситуации, когда на одном из съездов адвокатов было проголосовано 12 ключевых решений, которые не были в повестке дня и соответственно по которым не было никаких предварительных дискуссий и обсуждений.

  1. Уделяется внимание и транспарентности использования ресурсов адвокатуры.

Все органы адвокатуры будут действовать только на основании и в пределах заранее утвержденных бюджетов. Именно адвокаты через съезд (центральный уровень) и сборы региона (региональный уровень), выбирают направления и объемы расходов адвокатских взносов. Подробные отчеты об исполнении бюджетов должны публиковаться на сайтах органов самоуправления. А отчетность центральных органов подлежит проверке независимым аудитом. Эти инструменты должны положить конец спекуляциям относительно нецелевого использования ресурсов адвокатуры.

О необходимости реформы самоуправления отмечают и европейские эксперты. Опираясь на всемирные стандарты, на опыт европейской адвокатуры, эксперты Совета Европы в своем «Отчете о результатах оценки потребностей адвокатского самоуправления в Украине» (ноябрь 2017 года) дают ряд рекомендаций по совершенствованию самоуправления адвокатуры Украины. В частности эксперты рекомендуют:

  • Оптимизировать структуру самоуправления.
  • Внедрить европейские стандарты и подходы в дисциплинарной практике.
  • Обеспечить прозрачность бюджетного планирования и отчетность.
  • Осуществить аудит и реорганизацию управленческой структуры.
  • Провести анализ учебных потребностей и модернизировать учебные программы.
  • Пересмотреть концепцию стажировки.
  • Обеспечить гарантии невозможности дисфункции Реестра адвокатов. Интегрировать Реестр к другим базам, в том числе судебным.

Адвокатское самоуправление Украины нуждается в модернизации, новой крови, нового формата лидерства. Законопроект # 9055, разработанный в Совете по судебной реформе и подан в парламент полностью соответствует этим целям. Надеемся на его принятие.