5 сентября начинает свою работу Высший антикоррупционный суд. Кто стал судьями этой экстраординарной организации? Какие дела они будут рассматривать и кого судить? Ключевые факты и ответы в блоге партнера VB PARTNERS, Дениса Бугая.

7 июня 2018 г. был принят закон «О высшем антикоррупционном суде» (ВАСУ). Меньше чем за год, 11 апреля 2019 г., новоизбранные судьи уже приняли присягу, выбрали руководство суда и начали подготовку к осуществлению правосудия.

Зачем суд создан, кого он будет судить?

Антикоррупционный суд рассматривает дела о коррупционных и связанных с ними преступлениях, относящихся к компетенции Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ). Дела относительно ТОП чиновников — Президента, депутатов, министров, руководителей органов власти, губернаторов, прокуроров, судей, руководителей государственных предприятий. В периметр внимания НАБУ попадают и обычные граждане, бизнесмены и юридические лица, но только если они были участниками расследуемых событий.

Суд состоит из 38 судей: 11 из них — Апелляционная палата (рассматривают жалобы на решение первой инстанции), 21 судья — первая инстанция, 6 — следственные судьи. Последние — это судьи, которые будут рассматривать ходатайства детективов во время проведения следствия (разрешения на обыск, доступ к предметам и документам, аресты имущества и т.д.). Именно от них будет зависеть, где будут содержаться подозреваемые — в СИЗО или под домашним арестом. Они также будут определять размеры залогов.

Четыре инструмента должны гарантировать антикорупционность и независимость нового суда:

  • сложный отбор с привлечением международных экспертов;
  • бюджетная независимость;
  • высокое судейское вознаграждение (с учетом разных доплат до 160000 грн.);
  • беспрецедентные меры безопасности (при необходимости судьи и члены их семей обеспечиваются охраной, вплоть до возможности временного проживания на отдельной секретной и охраняемой территории).

Когда суд начнет рассматривать дела?

Суд непосредственно начнет свою работу 5 сентября. Так решили судьи на своем собрании. Это время нужно, чтобы технически и организационно подготовить суд к осуществлению правосудия.

С указанной даты (1) все суды прекращают принимать ходатайства, обвинительные акты, апелляционные жалобы, подследственные ВАСУ, (2) нерассмотренные ходатайства должны передаваться в ВАСУ, (3) все уголовные производства независимо от стадии рассмотрения пересылаются опять же в ВАСУ.

Если обобщить — все дела, подследственные НАБУ, независимо от стадии и места рассмотрения, автоматически передаются в Антикоррупционный суд, и дальнейшие процессуальные действия возможны только в этом суде.

На сегодня в судах по всей стране находится 140 дел, которые были туда направлены по результатам расследований, проведенных НАБУ.

Параллельно продолжается дискуссия относительно подсудности ВАСУ дел, расследуемых ГБР. Если такое решение будет положительным, то это значительно перегрузит суд и может нивелировать цель его создания — правосудие в отношении коррупционных преступлений.

Кто мог стать судьей Высшего антикоррупционного суда и, как их отбирали?

Все кандидаты прошли сложные, беспрецедентные конкурсные испытания в публичном режиме, которые длились полгода.

Право быть судьей получили не только действующие судьи, а также юристы-ученые и адвокаты, которые в течение 7 лет имели опыт представительства в судах или уголовных процессах.

Вход на конкурс был закрыт для бывших сотрудников правоохранительных органов и отдельных органов государственной власти, членов Квалификационной комиссии судей, Высшего совета правосудия, руководителей партий.

Желающие стать судьями должны были пройти: (1) анонимное письменное тестирование — проверка теоретических знаний, (2) анонимное практическое задание (подготовка приговора по фабуле, которую получили непосредственно на тесте), (3) несколько-уровневые психологические тестирования, (4) собеседования и анализ досье членами Квалификационной комиссии судей и Общественного совета международных экспертов по добропорядочности (мораль, честность, неподкупность), а также наличие знаний и практических навыков.

Документы на участие в конкурсе подали 343 кандидата. Допущено к участию 270 (их документы соответствовали формальным требованиям), из них — 156 человек успешно сдали тестирование, а практическое задание — 113.

К 49 кандидатов из этих 113 возникли вопросы по их добропорядочности и репутации. По результатам анализа и собеседований: 39 прекратили участие в конкурсе, 3 обратились с заявлением о прекращении участия по собственной инициативе, 7 —  доказали свою добропорядочность.

Таким образом, в финал вышел 71 кандидат. Они были ранжированы в общий рейтинг согласно набранных баллов в течение всех этапов конкурса. Первые 38 из списка и стали судьями (из них 22 ранее работали судьями, 13 — адвокатами, еще трое — ученые).

В чем особенность отбора судей в этот суд?

Ключевой особенностью конкурса стало участие в нем Общественного совета международных экспертов (ОСМЭ). Совет был создан вследствии убедительных и настойчивых просьб западных партнеров Украины, в том числе МВФ.

Функция ОСМЭ — оценивать соответствие кандидатов критериям доброчестной законности источников происхождения имущества, соответствие уровня жизни кандидатов или членов их семей задекларированным доходам, соответствие образа жизни кандидата его статусу.

ОСМЭ функционирует в составе 6 человек. Все они иностранцы, признанные специалисты с безупречной репутацией, имеющие опыт работы более пяти лет в делах, связанных с борьбой с коррупцией. Они были предложены международными организациями, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции.

Совет фактически имеет право вето на любого кандидата. Они этим воспользовались и отсеяли 42 кандидата, которые показали достаточно высокие результаты в конкурсе, но не убедили ОСМЭ, по уровню своей доброчестности.

Следует отметить, что это экстраординарный подход, когда государство позволяет иностранцам напрямую влиять на формирование судейского корпуса.

Автор: Денис Бугай, адвокат, партнер VB PARTNERS