Интерпол – глобальная розыскная база данных, которая распространяется на все государства-члены. Центральный офис находится в Лионе (Франция).

О структуре Интерпола, а также о том, как попадают украинские граждане в «списки» Интерпола и почему исчезают, рассказал адвокат, партнер VB PARTNERS, президент АЮУ Денис Бугай

– Каким вы видите сотрудничество с Интерполом для вашей компании?

За годы практики мы наработали колоссальный опыт представительства клиентов перед органами Интерпола. В последнее время все больше украинцев разыскиваются через каналы Интерпола как Украиной, так и другими пост -советскими государствами.

Наша команда специализируется в уголовном процессе и праве (в том числе в вопросах Интерпола и экстрадиции), разрешении споров/конфликтов, споров с государством, с судебной практикой в судах различной юрисдикции.

– Всем известно, что «паутина» Интерпола охватывает весь земной шар, однако какая структура органов Интерпола? Кто принимает ключевые решения?

Органами управления Интерпола являются Генеральная ассамблея и ее Исполнительный комитет, а также Генеральный секретариат. Именно Генеральный секретариат является фактическим органом управления, принимающим ключевые решения.

Особое место в системе центрального офиса занимает независимый орган – Комиссия по контролю файлов Интерпола (Комиссия). Ее функция – контроль над соблюдением правил размещения, обработки и хранения информации в базах данных Интерпола.

– Из чего состоит розыскная база Интерпола? Что такое «красная», «желтая карточка», какие требования к их размещению?

Розыскная база Интерпола – объем всех сведений о разыскиваемых объектах/субъектах, которым присваиваются соответствующие notice («карточки») в зависимости от цели розыска:

  • «красная карточка» – розыск подозреваемого/обвиняемого/осужденного для экстрадиции;
  • «желтая карточка» – розыск лиц, пропавших без вести;
  • «голубая карточка» – сбор сведений о лице, его местонахождении в интересах уголовного производства;
  • «черная карточка» – неопознанные трупы;
  • «зеленая карточка» – потенциальные преступники, рецидивисты и т.д.;
  • «оранжевая карточка» – предупреждение о серьезной угрозе собственности или здоровью людей;
  • «фиолетовая карточка» – преступные схемы, орудия преступления и т.д.

Наиболее распространенной является «красная карточка», к размещению которой существуют следующие требования:

  1. Преступление, за которое разыскивается лицо, является преступлением в большинстве стран мира;
  2. Наказание за преступление – не менее 2 лет лишения свободы или неотбытая часть наказания составляет не менее 6 месяцев.

– Из каких этапов состоит процедура постановки лица на розыск в Интерполе?

Публикация сведений в базах розыска состоит из 5 этапов. На примере Украины указанная процедура выглядит так:

  1. Следователь/прокурор направляет запрос о розыске в Укрбюро Интерпола.
  2. Укрбюро осуществляет первичную проверку запроса на соответствие требований международных актов, в том числе актов Интерпола.
  3. После проверки Укрбюро обращается в Генеральный Секретариат с целью опубликовать запрос.
  4. Генеральный Секретариат осуществляет повторную проверку запроса. Конкретными органами для проверки «карточек» являются Центр командования и координации Генерального Секретариата и Управление по правовым вопросам.
  5. Генеральный Секретариат публикует уведомление о розыске, о чем информирует всех стран-участников.

– Существуют ли случаи, когда в размещении «карточки» отказывают?

Публикация «красных карточек» не является автоматической и в ней может быть отказано. К примеру, Интерпол отказал РФ в размещении «красной карточки» И. Коломойского, а Украине – в розыске А. Павлова «Моторолы».

При этом, существует процедура «предварительного обжалования» решения о публикации в розыск, которой воспользовался А. Онищенко. Указанная процедура предусматривает рассмотрение Комиссией жалобы на незаконность розыска лица еще до публикации «красной карточки» Генеральным секретариатом.

– Какие наиболее популярные основания для отказа в размещении «красной карточки» или же для ее удаления?

На практике наиболее распространенными причинами для отказа в размещении «красной карточки» или ее удаления являются:

  • Истечение срока действия санкции (дело Ю. Иванющенка, у которого истек срок содержания под стражей), амнистия или закрытие уголовного производства и т.д. Стоит отметить, что в случае повторного избрания санкции, «красная карточка» так же присваивается повторно (опять-таки об этом нам напоминает дело Ю. Иванющенко);
  • Политические мотивы преследования (дела М. Ежеля, Р. Богатыревой, В. Януковича, Н. Азарова, А. Онищенко, Д. Яроша, И. Коломойского, М. Аблязова, Р. Солодченко, М. Кетебаева, Т. Параскевич и др.);
  • Политические мотивы преследования – сильный аргумент как на стадии публикации сведений о лице (как пример – вышеупомянутая «красная карточка» И. Коломойскому), так и на стадии обжалования уже опубликованных уведомлений о розыске (пример Д. Яроша, В. Януковича). С другой стороны, Комиссия не нашла политической составляющей в размещении «красных карточек» братьев Клюевых и Э. Ставицкого;
  • Коммерческие мотивы преследования – уголовное преследование лица с целью завладения его активами. Например, Интерпол удалил «красную карточку» йорданского бизнесмена Ф. Альмхайрата, после того, как было доказано, что цель уголовного производства против него – вытеснение его с должности директора и понуждение передать акции другим акционерам. Отметим, что среди отдельных пост -советских государств существует практика использования инструмента Интерпола для уголовного преследования украинских бизнесменов. Цель такого преследования – завладение государством активами подозреваемых. При этом, канал Интерпола используется для создания общественного мнения о виновности подозреваемого, как правило, без подкрепления какими-либо доказательствами. Подобные преследования украинского бизнеса противоречат политике Интерпола, в связи с чем, по нашему мнению, постановления в розыск украинских предпринимателей должны быть отменены;
  • Риск нарушений прав человека – свободы слова, права на справедливый суд, запрет пыток и т.д. Например, дело венесуэльской журналистки П. Полео, которой на родине могло быть ограничено право на свободу слова;
  • Цель размещения «карточки» достигнута – местонахождение лица установлено, проведено задержание или экстрадиция. Например, сегодня мы не видим «красных карточек» Ю. Колобова, Н. Гуты, Б. Тимонькина.

– Как обжаловать размещения лица в розыскной базе Интерпола?

Лицо, информация о котором есть в базе данных Интерпола (его представитель) имеет право обратится в Комиссию с заявлением об исправлении или удалении персональной информации.

Здесь следует отметить ряд практических аспектов:

  1. Срок рассмотрения такого запроса установлен «в кратчайшие строки», однако Комиссия проводит заседания в среднем 3-5 раз в год. То есть, обжалование внесения в розыск может занимать от 1 месяца до полугода.
  2. Комиссия не принимает решения самостоятельно, а лишь направляет рекомендации Генеральному Секретариату как держателю базы данных.
  3. В случае, если Генеральный Секретариат не выполнит рекомендации, Комиссия имеет право обжаловать бездействие Генерального Секретариата в Исполнительный Комитет.

Таким образом, процедура рассмотрения жалоб на размещение «красных карточек» длительна и формализована.

Обращаем внимание, что на сайте Интерпола опубликована лишь малая часть «красных карточек» (около 2 %). В связи с чем, по нашему мнению, необходимо получать письменное подтверждение об удалении «карточки» из центрального офиса Интерпола (как получили его защитники Р. Богатыревой).

– Существуют ли альтернативные способы постановки лица в розыск Интерпола, помимо «красных карточек»?

Да, например, национальное бюро может запустить по внутренней сети Интерпола так называемые «difissions» – уведомления о необходимости ареста лица, которые направляются определенному кругу других национальных бюро и не являются публичными.

Процедура публикации «difissions» не формализована, в отличии от публикаций «красных карточек», и позволяет арестовать лицо без соблюдения всех формальностей и требований Интерпола. Именно в порядке «difissions» объявляли в розыск руфера П. Ушевца, Г. Таграмадзе и др.

– Существуют ли страны, в которых Интерпол «не достанет»? Были ли случаи выдачи задержанных Интерполом государству Украина и другим странам пост-СССР?

На данный момент, участниками Интерпола являются 190 стран – это, практически, весь земной шар. Однако, существует ряд «экзотических» государств, которые не сотрудничают с Интерполом, например, Северная Корея, Палау, Соломоновы острова, Федеративные штаты Микронезии, Тувалу и т.д. На данный момент, последней присоединившейся к Интерполу страной является Ватикан.

Несмотря то, что «красные карточки», выданные Украиной, часто удаляются, так же часто лиц, задержанных Интерполом, экстрадируют на Украину.

Так, из Хорватии экстрадирован ресторатор А. Задорожный, а недавно из Сербии выдали Украине черкасского агробизнесмена В. Бабко.

Страны с более высокими требованиями к обеспечению прав и свобод человека, чаще всего отказывают в экстрадиции на Украину. Как пример, Италия отказала в экстрадиции И. Маркова, а Испания запретила выдачу Ю. Колобова.

Отметим, что государства с авторитарным правлением как Беларусь, РФ, Казахстан куда реже добиваются экстрадиции своих граждан в виду высокого риска нарушений прав и свобод человека. В разное время РФ отказывали в экстрадиции И. Кацнельсона, А. Бородина, Г. Беджамова, Беларуси – Н. Судленковой и Д. Пименову, Казахстану – С. Шалабаева, В. Храпунова и др.

Автор, Бугай Денис